Виды автомобильных дисков


Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.

Стальные диски

Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками. Их достоинствами являются невысокая цена, сравнительно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин. Основными недостатками стальных дисков являются большая масса, невысокая точность изготовления (а значит, возможные проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн. Невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные диски

Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают огромную вариативность по дизайну, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит лучше ходовые качества и управляемость). Помимо этих общих достоинств можно также судить об их плюсах и минусах, учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны. По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.

Литые диски

Современные литые диски отличаются огромным разнообразием дизайна. Кроме того они легкие и сравнительно прочные. Тем не менее, литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по неровным дорогам в металле идет процесс накопления микротрещин из-за которых при сильном ударе диск может расколоться. Литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок диска, а это снижает выигрыш в весе.

Кованые диски

Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильные удары; в крайнем случае, он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса. Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные - по большинству характеристик кованым дискам нет равных. Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке возрастания по техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий).